Основные понятия

Яндекс.Метрика

АРМЕЙСКИЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ

 

История развития Армейского рукопашного боя 

 

   Армейский рукопашный бой (АРБ) - универсальная система обучения приемам защиты и нападения, соединившая в себе многие функциональные элементы из арсенала мировых видов единоборств, опробованная в реальной боевой деятельности. Современный и быстро развивающийся вид боевых единоборств, получивший популярность за полноконтактные поединки при минимальных травмах спортсменов. Также это универсальная система обучения приемам защиты и нападения, впитавшая в себя все лучшее из арсенала мировых видов единоборств, апробированная в реальной боевой деятельности, отработанная на многонациональной российской почве.

   Различные приёмы нападения с оружием и без известны с момента зарождения человечества. С того момента, когда наши далекие предки взяли в руки камень, дубину и копьё, и стали зарождаться различные способы ведения рукопашного боя. С появлением первых вооруженных организаций, не зависимо от их названий, рукопашный бой получил чёткое направление на уничтожение или пленение противника. Уже в то время приёмы нападения и защиты с оружием и без него насчитывают сотни и даже тысячи различных комбинаций, которые начинают складываться в различные боевые единоборства. С развитием холодного оружия техника его применения значительно обогащается в зависимости от свойств того или иного вида оружия и защищённости противников. С появлением ручного огнестрельного оружия рукопашный бой не утратил своего значения, а перешёл в более качественную форму. Штык пришёл на смену копью и вплоть до Второй Мировой войны штыковой бой играл немаловажную роль на поле боя.

Во второй половине XVIII века возникла отечественная школа военно-физической подготовки. Основоположником её был великий русский полководец А. В. Суворов. Основные положения обучения русского солдата Суворов изложил в своей книге «Наука побеждать» (1796-1799 гг.). Он придавал исключительное значение искусству владения штыком в рукопашной схватке. Общеизвестны слова А. В. Суворова: «Расстреляли патроны, ружья нет, штык всегда есть, всегда заряжен».

Со временем интенсивность и плотность огня стала наиболее важной частью в вооружённых столкновениях. Рукопашные схватки стали эпизодическими и, казалось бы что рукопашный бой начал утрачивать своё значение, но на самом деле это не так. В сложной и быстро меняющейся обстановке современного боя возможно всё. И внезапное столкновение с противником в лесу, населённых пунктах, а так же ночью вполне реально. Кроме того, рукопашный бой для подразделений разведки и специального назначения просто необходим для взятия пленных, снятия часового, побега из плена и многих других специфических задач и ситуаций.

Локальные войны последнего периода показали, что в современном бою выигрывает тот, у кого выше маневренность и превосходство в огневой мощи. В настоящее время вряд ли кто, имея в руках скорострельное автоматическое оружие, допустит противника к себе настолько, что нужно будет вступать в рукопашную схватку. Приемы рукопашного боя все больше становятся прерогативой подразделений разведки и специального назначения.

Несмотря на указанные выше причины, рукопашный бой был, есть и будет являться одной из основных дисциплин физической подготовки Вооруженных Сил. Военнослужащий, который занимается любым из военно-прикладных видов спорта более физически и психологически подготовлен к различным экстремальным ситуациям. Занимающийся рукопашным боем, кроме физической и психологической подготовки нацелен на ведение жестокой схватки без всяких правил, условностей и ограничений, что немаловажно при сложившейся криминогенной обстановке и дает ему преимущества перед занимающимися различными спортивными единоборствами.

Датой рождения АРБ как военно-прикладного вида спорта принято считать 1979 год, когда в городе Каунасе (посёлок Гайджюнай , в\ч 42235, или 242-й учебный центр ВДВ, на спортивной базе 7-й гвардейской дивизии ВДВ состоялся первый чемпионат Воздушно-десантных войск. С тех пор, чемпионаты ВДВ по армейскому рукопашному бою стали проводиться ежегодно. Созданный специалистами и энтузиастами физической подготовки и спорта ВДВ, РВСН, других видов и родов войск, АРБ был успешно внедрен в программу обучения и стал основной составляющей форм физической подготовки.

Следует отметить, что проведение первого чемпионата по АРБ стало возможным благодаря предшествовавшей этому многолетней практике и экспериментам с различными видами единоборств. Среди призывного контингента тщательно отбирались спортсмены-разрядники и призёры соревнований по боксу, борьбе, самбо, дзюдо и т. д. Методичная работа бойцов и командиров, и дала толчок к зарождению системы, которая ныне широко известна под названием Армейский рукопашный бой. На тот момент (нач. 70-х гг.) фактическое обучение солдат срочной службы рукопашному бою называлось «Программой подготовки инструкторов по спорту и специальным приёмам ВДВ».

Универсальность подготовки рукопашников, зрелищность поединков, надежная защитная экипировка и понятное судейство сделали новый вид спорта популярным среди военнослужащих. Это позволило провести в 1991 году в городе Ленинграде первый чемпионат Вооруженных Сил, определивший пути и направления развития АРБ. Учебно-методической базой развития АРБ стал Военный институт физической культуры (ВИФК). На кафедре преодоления препятствий и рукопашного боя проходили обучение основам АРБ будущие специалисты физической подготовки и спорта Вооруженных Сил и силовых структур Российской Федерации, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В центре рукопашного боя готовятся инструкторы, повышают квалификацию тренеры и судьи. Научно-исследовательский центр занимается разработкой и изданием наставлений, учебников и методических пособий по рукопашному бою.

До 1994 года АРБ обладал статусом военно-прикладного вида спорта и культивировался только в армейских подразделениях. Со временем широкий спектр технических приемов из арсенала АРБ, его прикладные возможности, высокая квалификация тренерско-преподавательского состава, насыщенный календарь соревнований с высоким уровнем мастерства участников вызвали большой интерес не только спортсменов, занимающихся различными единоборствами, но и подрастающего поколения.

Особое место в АРБ отводится наглядной агитации. Так, ещё в 70-е годы, на информационных плакатах подчёркивалось что военнослужащие подразделений специального назначения имеют право применять приёмы рукопашного боя только при проведении специальных операций. При иных обстоятельствах применение приёмов являлось неправомерным и влекло за собой дисциплинарную и уголовную ответственность. В настоящее время стало возможным, на общих основаниях, наравне с другими видами единоборств и стилями боевых искусств, использовать приёмы армейского рукопашного боя для самозащиты и даже для обучения лиц, не состоящих на военной службе.

 

Техника армейской системы рукопашного боя

армейский рукопашный бой единоборство

Армейские стили рукопашного боя. К этой категории относятся системы рукопашного боя, практикуемые в вооружённых силах разных стран. Как правило, армейские боевые искусства рассчитаны на подготовку к ведению боя на уничтожение. Армейские стили предназначены для обучения большого количества неподготовленных людей в короткий срок, поэтому обычно их техническая база состоит из десятка-другого простых в изучении приёмов, каждый из которых, согласно принципу "семь бед - один ответ", можно использовать в различных ситуациях как для защиты, так и для нападения.

Техника армейских систем рукопашного боя обычно включает в себя базовые удары руками и ногами, способы противодействия ударам и захватам (часто основанные на применении ударов), приёмы защиты от ударов ножом и палкой (либо сапёрной лопаткой) и уколов штыком, а также от угрозы огнестрельным оружием, способы снятия часового и т.п. Некоторые стили также включают в себя приёмы взятия "языка"(противника), технику связывания и конвоирования, методы допроса (включая пытки) и т.п. Для многих армейских стилей характерна такая любопытная черта, как отсутствие ударов руками в корпус - слишком велик риск повредить себе кисть руки, ударив кулаком в бронежилет, запасной магазин или пряжку ремня противника. Помимо техники ведения боя без оружия, армейские стили обычно включают в себя хотя бы базовую технику работы с ножом и сапёрной лопаткой и приёмы штыкового боя.

Следует заметить, что эффективность большинства армейских стилей удручающе низка по сравнению с традиционными боевыми искусствами, а порой даже и по сравнению со спортивными единоборствами или комплексными школами самообороны - низкая эффективность является оборотной стороной быстрого обучения и скудной технической базы.

 

Методика обучения

 

В процессе обучения рукопашному бою применяются разнообразные методы. Основные из них следующие: методы использования слова (устное изложение материала), методы наглядности и практические методы. Все они позволяют наиболее полноценно решать задачи технической, физической и морально-волевой подготовки военнослужащих.

Применение различных методов обучения зависит от задач, программы обучения, состава обучаемых и уровня их подготовленности, количества времени, отводимого на занятия, состояния учебно-материальной базы, уровня практической и методической подготовленности руководителя занятий.

Методы использования слова (словесные методы обучения)

Посредством слова руководитель занятия излагает материал, ставит задачи, формирует отношение к ним, руководит их выполнением, анализирует и оценивает результаты. Основные разновидности этого метода: объяснение, рассказ, беседа, лекция. В применении к рукопашному бою эти общепедагогические методы имеют, как правило, лаконичную форму и позволяют сохранить высокую моторную плотность занятий, органически связывая слово с движением.

Методы использования наглядности

Отличительная черта методов данной группы - воздействие преимущественно на первую сигнальную систему обучающихся и создание у них конкретных образов действительности. В практике обучения рукопашному бою к этим методам относятся показ и демонстрация.

Показ является наиболее экономичным и кратким путем ознакомления обучающихся с действиями в рукопашном бою. Он представляет собой совокупность технических действий, с помощью которых, посредством зрительных, двигательных, зрительно-двигательных и других ощущений и восприятий, создается и формируется конкретный и наглядный образ изучаемого движения. Во всех случаях показ должен служить образцом для подражания. В процессе обучения показ обычно сопровождается кратким объяснением техники и ее особенностей, возможных сложностей при ее изучении. С целью максимальной наглядности показ выполняется в целом в быстром и медленном темпе, а также - в случае необходимости - по частям.

Разновидность показа - демонстрация учебного материала с помощью различных технических средств обучения (показ диапозитивов, кино-, видеофильмов, схем, плакатов и других наглядных пособий). Следует подчеркнуть, что демонстрация в большей части выступает как методический прием, входящий в состав объяснения или рассказа, а не как самостоятельный метод. Одним из методов теоретической подготовки может быть углубленное изучение механики человеческого тела путем выполнения определенных «домашних» заданий по типу лабораторных работ.

Практические методы

Эти методы занимают ведущее место в организации обучения рукопашному бою и подразумевают активную двигательную деятельность обучающихся. В основе практических методов обучения лежит непосредственная отработка упражнений, движений и действий в разнообразных условиях и обстановке с целью выработки необходимого навыка ведения рукопашного боя, а также развития и совершенствования специальных физических и психических качеств. Упражнения, действия и движения должны отрабатываться в строгом соответствии с требованиями методики и системы.

 

назад